Организация предпрофильной подготовки в школе
Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию.
Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.
Наша школа осуществляет предпрофильную подготовку в 8 - 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами федерального, окружного, городского и школьного уровней и включает в себя систему элективных курсов, а также проведение профориентационной и информационной работы.
Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки
Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.
Задачи:
- оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;
- обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;
- обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;
- развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;
- ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.
Этапы предпрофильной подготовки:
- пропедевтический (8-й класс);
- основной (9-й класс, сентябрь - март);
- заключительный (9-й класс, апрель - июнь).
Пропедевтический этап
Задачи пропедевтического этапа:
- выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
- развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.
Формы организации обучения: курсы внеурочной деятельности, диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; консультации педагогов и психолога; кружки.
Основной этап
Задачи основного этапа:
- обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;
- оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
- обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.
Содержание основного этапа:
- повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
- проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;
- формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;
- проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.
Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психолога; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; кружки.
В 2021-2022 учебном году обучающиеся 9-х классов посещают элективны й курс «Твоя профессиональная карьера», а также кружки внеурочной деятельности:
- «Рассказы по истории Отечества»
- «Радуга»
- «Школа безопасности»
- «Подросток и закон»
- «Шахматы»
- «География Краснодарского края»
- «Основы чертежной грамотности»
- «Основы финансовой грамтности»
- «Мое здоровье»
- Спортивные игры»
- «Сочинения разных жанров»;
- «Культура дома. Игрушка своими руками».
Заключительный этап
Задачи заключительного этапа:
- собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;
- предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;
- сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.
Содержание заключительного этапа:
- анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;
- ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП;
- ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;
- сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;
- формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;
- комплектование профильных классов.
Формы и методы работы:
- презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения;
- анкетирование обучающихся и их родителей;
- анализ образовательного рейтинга обучающихся;
- «Ярмарка профессий».
Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводит следующие мероприятия:
- классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
- индивидуальные консультации, беседы;
- анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;
Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.
Анализ опроса родителей обучающихся 8 - 9х классов показал, что 90 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Поэтому традиционная непрофильная школа, согласно проведенным опросам и анкетированию, устраивает в настоящий момент не более 10 % родителей обучающихся школы.