Официальный сайт МБОУ СОШ №3 ст.Крепостной 353257, Краснодарский край, Северский район, станица Крепостная, Клубная улица, 3 СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (918) 294-62-91
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: school3@sever.kubannet.ru

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успешной для обучающегося, что должно создать положительную мотивацию к образованию.

Задача усложняется тем, что существует высокая вариативность образовательных запросов старшеклассников. Поэтому основная задача обновления старшей школы состоит в том, что обучение должно быть индивидуализированным, функционально эффективным. Главное – грамотно определить на ранней стадии склонности обучающегося с целью оказать ему педагогическое содействие в выборе своей будущей образовательной траектории.

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профилизации на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования.

Наша школа осуществляет предпрофильную подготовку в 8 - 9 классах. Организация предпрофильной подготовки в школе осуществляется в соответствии с нормативными и информационными документами федерального, окружного, городского и школьного уровней и включает в себя систему элективных курсов, а также проведение профориентационной и информационной работы.

Цель, задачи и этапы предпрофильной подготовки

Цель: проведение системной подготовительной предпрофильной и предпрофессиональной работы в основной школе для обеспечения предварительного самоопределения обучающихся в отношении профилирующих направлений будущего обучения.

Задачи:

  • оказать обучающимся помощь в осмыслении и оценке их образовательных интересов и возможностей;
  • обеспечить обучающихся информацией о возможных путях продолжения образования;
  • обеспечить информационное, научно-методическое и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся;
  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формирование способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования, профиля обучения на 3-й ступени;
  • ориентирование не только на усвоение знаний, но и на развитие мышления, выработку практических навыков и повышение роли самообразовательной работы обучающихся.

Этапы предпрофильной подготовки:

  • пропедевтический (8-й класс);
  • основной (9-й класс, сентябрь - март);
  • заключительный (9-й класс, апрель - июнь).

Пропедевтический этап

Задачи пропедевтического этапа:

  • выявление интересов и склонностей, способностей школьников;
  • оказание психолого-педагогической помощи в приобретении опыта, связанного с профессиональным становлением;
  • развитие познавательных интересов, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • подготовка родителей к совместной работе по предпрофильной подготовке обучающихся.

Формы организации обучения:  курсы внеурочной деятельности,  диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников; консультации педагогов и психолога; кружки.

Основной этап

Задачи основного этапа:

  • обучить способам принятия решений о выборе направлений будущего обучения и профессиональной деятельности;
  • оказать помощь в формировании индивидуального образовательного маршрута обучающихся;
  • обеспечить информационное и психолого-педагогическое сопровождение работы по предпрофильной подготовке и предпрофессиональному самоопределению обучающихся.

Содержание основного этапа:

  • повторная диагностика интересов, склонностей, образовательных запросов школьников;
  • проведение информационной работы, индивидуального консультирования обучающихся и их родителей по вопросам профессионального выбора;
  • формирование «Портфолио достижений» девятиклассников;
  • проведение предметных и ориентационных курсов по выбору.

Формы организации обучения: элективные курсы (предметные, ориентационные); консультации педагогов и психолога; ознакомление с особенностями различных профилей обучения и профессий; кружки.

В 2021-2022 учебном году обучающиеся 9-х классов посещают элективны й курс «Твоя профессиональная карьера», а также кружки внеурочной деятельности:

  1. «Рассказы по истории Отечества»
  2. «Радуга»
  3. «Школа безопасности»
  4. «Подросток и закон»
  5. «Шахматы»
  6. «География Краснодарского края»
  7. «Основы чертежной грамотности»
  8. «Основы финансовой грамтности»
  9. «Мое здоровье»
  10. Спортивные игры»
  11.  «Сочинения разных жанров»;
  12.  «Культура дома. Игрушка своими руками».

Заключительный этап

Задачи заключительного этапа:

  • собрать и обработать всю информацию, которая может обеспечить оптимальный выбор обучающимися профиля дальнейшего обучения;
  • предоставить обучающимся полную информацию о перспективе выбранного ими профиля обучения;
  • сформировать учебный план профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся.

Содержание заключительного этапа:

  • анализ эффективности проведенной предпрофильной подготовки;
  • ознакомление девятиклассников с программами профильного обучения и особенностями организации учебного процесса на основе ИУП;
  • ознакомление с перспективами профессионального обучения и трудоустройства;
  • сбор и аналитическая обработка информации по выбору обучающимися того или иного профиля, а также элективных курсов;
  • формирование профилей на основе индивидуальных учебных планов обучающихся;
  • комплектование профильных классов.

Формы и методы работы:

  • презентации различных вариантов учебных планов и программ профильного обучения;
  • анкетирование обучающихся и их родителей;
  • анализ образовательного рейтинга обучающихся;
  •  «Ярмарка профессий».

Также для организации информационной работы в условиях предпрофильной подготовки школа проводит следующие мероприятия:

  • классные и общешкольные родительские собрания с целью ознакомления с задачами предпрофильного и профильного обучения, ожидаемыми результатами работы;
  • индивидуальные консультации, беседы;
  • анкетирование обучающихся 8-9х классов и их родителей;

       Таким образом, в 8–9-м классах в ходе предпрофильной подготовки ученики получают информацию о возможных путях продолжения образования, возможность оценить свои силы и принять решение по выбору профиля.

        Анализ опроса родителей обучающихся 8 - 9х классов показал, что 90 % родителей хотят обучать своих детей в школе, реализующей индивидуализацию обучения, благодаря которой более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, а также расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории. Поэтому традиционная непрофильная школа, согласно проведенным опросам и анкетированию, устраивает в настоящий момент не более 10 % родителей обучающихся школы.

Фотографии